Главная \ Услуги \ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ \ Защита прав потребителей

Защита прав потребителей

Ежедневно каждый из нас совершает покупки или заказывает различного рода услуги, начиная от покупки продовольственных товаров, одежды, обуви, услуг по ремонту и заканчивая покупкой бытовой техники, мебели или автомобиля.

Очень часто возникают ситуации, когда качество приобретаемого товара или услуг не соответствует нашим ожиданиям и предъявляемым требованиям товар или по каким-либо причинам не подошел покупателю, но он не может вернуть его, поскольку продавец отказывается принимать и возвращать деньги. В таких случаях потребуется помощь опытного адвоката по защите прав потребителей.

 

Подсудность дел о защите прав потребителей

За защитой своих прав потребители вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 17 Закона от 07.02.1992 №2300-1).

Дела о защите прав потребителей рассматриваются судом общей юрисдикции в порядке искового судопроизводства. В суд необходимо представить исковое заявление, содержащее обязательные реквизиты (п. 1 ч. 1 ст. 22, ч. 1, 2, 4 ст. 131 ГПК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17).

По выбору потребителя иск может быть предъявлен (ст. 28, ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ; п. 2 ст. 17 Закона №2300-1):

1) по месту жительства или пребывания потребителя;

2) по месту нахождения ответчика - организации или ее филиала (представительства) либо по месту жительства ответчика - индивидуального предпринимателя;

3) по месту заключения или исполнения договора (продажи товара, выполнения работы, оказания услуги).

Территориальная подсудность также может быть определена соглашением сторон до принятия судом дела к производству, что, однако, не ограничивает права потребителя на выбор наиболее удобного для него места обращения в суд (ст. 32 ГПК РФ; п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17).

При цене иска не более 50 тыс. руб. иск подается мировому судье, а свыше указанной суммы - в районный суд (п. 5 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Требования потребителя о защите неимущественных прав, требования имущественного характера, не подлежащие оценке, а также требования о компенсации морального вреда подаются в районный суд (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №17).

Если же требование о компенсации морального вреда производно от имущественного требования, то подсудность следует определять в зависимости от цены иска по имущественному требованию, независимо от размера требуемой компенсации морального вреда.

Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., то госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона №2300-1; пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).

 

Обязательность досудебного разрешения спора

В некоторых случаях для обращения в суд необходимо соблюсти порядок досудебного разрешения возникшего спора (например, спора по недостаткам туристского продукта, по качеству услуг связи). В таких случаях подать исковое заявление можно только после отказа продавца (изготовителя, исполнителя) добровольно удовлетворить требования потребителя или при отсутствии ответа на претензию потребителя (ч. 8 ст. 10 Закона от 24.11.1996 №132-ФЗ; ч. 4 ст. 55 Закона от 07.07.2003 №126-ФЗ).

Однако, как показывает практика, и тогда, когда досудебное урегулирование возникшего спора необязательно, направление претензии продавцу (изготовителю) товара или исполнителю работы (услуги) до подачи иска позволяет разрешить спор без судебного разбирательства или облегчает в дальнейшем доказывание вашей позиции в суде.

Кроме того, при удовлетворении судом ваших требований, которые не были выполнены продавцом (изготовителем, исполнителем) добровольно, суд взыскивает с ответчика в вашу пользу штраф в размере 50% присужденной вам суммы (п. 6 ст. 13 Закона №2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17).

При удовлетворении иска суд может также полностью или частично взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в частности расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1).

 

Срок предъявления искового заявления в суд

По общему правилу срок исковой давности по требованиям в отношении недостатков товара или выполненной работы (оказанной услуги) составляет три года со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 196, ст. 208 ГК РФ).

При этом суд может принять решение об отказе в иске по причине истечения срока исковой давности, только если стороной спора будет сделано заявление о пропуске указанного срока (п. п. 1, 2 ст. 199 ГК РФ).

 

Обратите внимание!

Выплачиваемые гражданам суммы неустойки и штрафа в связи с нарушением прав потребителей облагаются НДФЛ. Компенсация морального вреда НДФЛ не облагается (п. 7 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).

 

Комплекс услуг по делам о защите прав потребителей:

 

  • Консультация адвоката по вопросам о защите прав потребителей, по конкретной ситуации и определение правовой позиции по делу,

  • Представление интересов по защите прав потребителя в досудебном порядке, (составление претензий, жалоб,)

  • Содействие в проведении экспертизы по установлению качества товара или услуги,

  • Составление документов правового характера (исковое заявление, жалоба, заявление, ходатайство, адвокатский запрос и др.)

  • Представление интересов в государственных, правоохранительных и судебных органах и в органах Роспотребнадзора

  • Представление интересов по спорам с туристическими компаниями,

  • Представление интересов по спорам с застройщиками,

  • Представление интересов по спорам с управляющими компаниями и ЖКХ,

  • Представление интересов по спорам, связанные с покупкой транспортных средств,

  • Представление интересов по спорам, связанные с покупкой недвижимости,

  • Представление интересов по возмещению затрат и компенсации морального вреда,

  • Сопровождение на стадии исполнительного производства

 

Получите более подробную информацию, записавшись на консультацию адвоката по защите прав потребителей при помощи удобной формы обратной связи или позвонив по указанному на сайте номеру телефона. Мы будем рады видеть Вас в числе своих клиентов!